15 ноября 2021

Чем интересна выставка русского искусства в Манеже? Идиллическая живопись более 100 художников, качели и саундтрек Антона Батагова 🖼 🎹

В Манеже открылась новая выставка — масштабная экспозиция идиллического русского искусства «Покой и Радость». Посетителям представили работы более чем 100 художников из почти 40 музеев.

Пространство разделили на шесть тематических залов, на входе вывесили розовые облака и качели, а саундтрек для выставки написал известный пианист и композитор Антон Батагов. Куратором проекта выступил ректор Академии художеств Семен Михайловский.

«Бумага» осмотрела выставку и послушала ее создателей. Читайте, каких художников можно увидеть в Манеже, как выглядит видео на основе картины Михаила Нестерова и можно ли качаться на качелях во входной зоне.

В Петербурге продолжается пандемия коронавируса. «Бумага» просит вас не забывать о рисках и мерах предосторожности и ответственно относиться к здоровью — своему и окружающих. Также напоминаем, что в «Манеже» действуют новые правила посещения — вход внутрь возможен только при наличии QR-кода и документа, удостоверяющего личность.

Фото: Ирина Колпачникова. ЦВЗ «Манеж»

Адрес: ЦВЗ «Манеж»

Время работы: до 30 января

Билет: 400 рублей

Ссылка: manege.spb.ru

Что можно увидеть на выставке?

В «Манеже» выставили работы более 100 русских художников из собраний 39 музеев. Большую часть картин предоставили российские музеи: Русский музей, Третьяковская галерея, Государственный музей А. С. Пушкина, петербургские музеи-заповедники, Саратовский музей имени А. Н. Радищева и другие площадки. Некоторые работы прибыли в Петербург из Национального художественного музея Республики Беларусь: оттуда приехала, к примеру, картина Иллариона Прянишникова «На речку».

Главный акцент в экспозиции сделали на живописи XIX века, когда искусство еще не вступило в эпоху тотальной трансформации. На выставке представлены портреты, бытовые сцены, а также пейзажи с видами России и Италии.

«Конечно, история была полна трагедий, но мы намеренно делаем акценты на мир благожелательный и умиротворенный», — отметил куратор проекта, ректор Санкт-Петербургской академии художеств Семен Михайловский. По его словам, при выборе картин создатели выставки руководствовались не столько искусствоведческими, сколько эмоциональными мотивами — были выбраны работы, «излучающие те самые покой и радость».

Увидеть можно и полотна, созданные в другое время: в конце XVIII или в начале XX века. Но и эти картины повторяют общую концепцию проекта. Например, восемнадцатое столетие представлено видами усадьбы «Надеждино» князя Куракина в исполнении Василия Причетникова, а двадцатое — холстом «Деревенские друзья» передвижника Николая Богданова-Бельского.

Хватает и других громких имен. В Манеже можно осмотреть виды Неаполитанского залива от мариниста Ивана Айвазовского, несколько картин Ивана Шишкина, настроенческие пейзажи Исаака Левитана, «Новодевичий монастырь» Алексея Саврасова, «Майские цветы» Виктора Борисова-Мусатова и этюд «Облако» Архипа Куинджи.

🎭 Стоит ли идти на выставку, о которой все говорят?

Подписывайтесь на культурную рассылку «Бумаги»!

Семен Михайловский
куратор выставки

— Мы думали об идиллической и приятной выставке. Не претенциозной, не раздражающей. Спокойной и настроенческой. Перебирали каталоги и книги, выбирали из тысячи работ: что-то уходило, что-то оставалось. [В итоге] получилась широкая география. И разных художников удалось показать.

Чем интересна экспозиция?

Как и в других экспозиционных проектах Манежа, большое внимание на выставке «Покой и Радость» уделили архитектуре. Дизайн экспозиции разработали совместно с Агнией Стерлиговой из архитектурного бюро Planet 9. Оформление получилось светлым, спокойным и минималистичным. «Мы создали макет идеального мира, идеального музея, в котором ничто не отвлекает нас от созерцания», — пояснила Стерлигова.

На входе гостей встречает открытое пространство с подвесными качелями и фанерными розовыми облаками: посетители могут покататься, послушать красивую музыку от Антона Батагова и настроиться на нужный лад.

Саундтрек московский пианист и композитор написал специально для выставки. В своем сочинении Батагов попытался передать «гармонию покоя, просвечивающую сквозь современную суету и психоз» — его композиции с выставки уже издал в виде альбома рекорд-лейбл Fancymusic.

Антон Батагов
композитор

— Писать музыку к фильму или спектаклю — вроде бы как всем известное дело. А вот писать музыку к выставке, причем не к новым аудиовизуальным проектам, — это примерно то же самое, что делают музыканты, когда играют классическую музыку: она написана давно, но мы ее играем сейчас.

Основное пространство оформили довольно строго: два этажа Манежа разделили на шесть залов, стены окрасили в светло-серый цвет, а внутри выставили небольшие складные стулья для тех, кто хочет задержаться и осмотреть картины внимательнее.

Каждый из залов посвящен определенной теме: например, Bel paese показывает Италию глазами русских живописцев, а La nature — природу. Другие пространства — Russe и La vie privée — посвящены народному характеру и частной жизни. А завершает экспозицию зал-эпилог, в котором можно посмотреть видео, смонтированное по мотивам произведения Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Ролик собрали из двух вариантов этого полотна: сначала эскиз превращается в картину, а затем начинается обратный процесс.

Почему это нужно увидеть?

Содержание новой выставки Манежа идеально совпадает с ее названием: после мрачной и технологичной экспозиции Recycle Group выставочный зал возвращается к классическому русскому искусству. Но, в отличие от концептуальной «(Не)подвижности», в новом проекте ставку сделали не на концептуальность и переосмысление, а на созерцание и релаксацию.

Есть у экспозиции и важная образовательная функция — с работами знаменитых авторов вступают в диалог произведения менее известных художников. Так, монахинь монастыря Святое Сердце от Карла Брюллова дополняют миниатюрные виды Рима от Никанора Чернецова, а рядом с женским портретом Ивана Крамского можно увидеть серию работ Николая Касаткина, одного из основателей социалистического реализма.

После осмотра экспозиции каждый зритель с высокой степенью вероятности откроет для себя новые имена. Одного впечатлят пейзажи Михаила Клодта, второго — загадочная «Девушка с папиросой» Петра Заболоцкого, а третий откроет для себя Руфина Судковского — очаковского мариниста, иронически упомянутого в одном из рассказов Аркадия Аверченко.

Три факта о выставке

  • Видео на основе картины Михаила Нестерова для последнего зала создал сотрудник Манежа Денис Калядин. Ролик длится одну минуту.
  • Послушать саундтрек Антона Батагова к выставке можно по ссылке.
  • Создатели экспозиции хотели сделать одним из главных героев художника Алексея Венецианова, но Третьяковская галерея решила провести персональную выставку этого художника, и первоначальные планы пришлось пересмотреть.

Все самые интересные действующие выставки собраны в нашем приложении PaperApp 🖼️

Скачивайте, читайте советы «Бумаги» и пользователей, а также делитесь своими рекомендациями. Версию для Android можно найти тут, а для iOS — здесь

Что еще почитать и посмотреть по теме?

Для более полного погружения в атмосферу русского искусства XIX века команда Манежа рекомендует к прочтению книги «Пленницы судьбы» Евгения Анисимова, «Мир поместного дворянства в николаевской России» Кэтрин Пикеринг Антоновой, «История живописи всех времен и народов» Александра Бенуа, «Пейзажи» Джона Берджера, воспоминания Петра Боборыкина, «Шедевры русской живописи» Петра Гнедича, «Незапный мрак» Алексея Курбановского, «Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства» Юрия Лотмана, «Русские живописцы XVIII века. Биографии» Елены Петиновой, «Иван Айвазовский. Рыбаки во Франции. Вечер» Сергея Строганова и «Передвижники: между коммерческим товариществом и художественным движением» Андрея Шабанова.

Кроме того, выставочный зал запустит параллельную образовательную программу с онлайн-лекциями историка Льва Лурье, оперного критика Вадима Журавлева и других экспертов. Трансляции будут вести на ютьюб-канале Манежа.

Что еще почитать:

  • О других интересных выставках ноября читайте в этом материале.
  • Достоевскому — 200 лет. Выпейте коктейль «Братья Карамазовы», купите носки с цитатой писателя и осмотрите мозаику в метро 🍸 🧦 🚇
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Петербургские музеи и выставки
Стараться больше, чтобы получить меньше. Как Anna Nova Gallery удается продвигать российских художников не только внутри страны, но и за границей
Петров-Водкин в KGallery, Рерих в Эрмитаже и другие новые выставки Петербурга
Петров-Водкин — без «Коня», но с живописью и графикой из частных коллекций. Что смотреть на выставке в KGallery
«Русские сезоны», небоскреб на Манхэттене, Шамбала. О чем эрмитажная выставка Николая Рериха — яркого международного деятеля XX века
Вы видели, как Адама и Еву изображал Петров-Водкин? Вот история его «Изгнания из рая» — с новой выставки в KGallery
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.